Акесо — богиня исцеления

Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ) — богиня исцеления и излечения болезней и ран. Одна из дочерей бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός) и богини облегчения болей Эпионы (др.-греч. Ἠπιόνη). Входит в группу божеств медицины и здоровья древнегреческой мифологии.

Акесо олицетворяет не само исцеление непосредственно, а только его процесс.

Говоря о культе Акесо, предпочтительнее будет рассматривать его как групповой, в составе божественной семьи Асклепия. По некоторым источникам наибольшее почитание богини было в Эпидавре. Нам не удалось найти данных о статуях или храмах, возводимых в её честь. Если статуя богини и могла существовать, то возведение храма — очень хлопотное дело для божества со слишком размытой "профессиональной" специализацией. Также нам не удалось найти упоминания о ней, как о богине со сколь ни было значимым личным культом (без привязки к остальной семье) в трудах античных философов, историков, географов.

Существует ряд изображений и барельефов с запечатленной божественной семьёй Асклепия, на которых, вероятнее всего, присутствует и богиня Акесо. Но её идентификация её на них вызывает затруднения.

Анатолийская плита с изображением Асклепия и членов его семьи. Около 300 года до н.э

Асклепий и члены его семьи на анатолийской плите. Около 300 г. до н.э.

Здесь за Асклепием стоят его сыновья Махаон (др.-греч. Μαχάων) и Подалирий (др.-греч. Ποδαλείριος), между отцом и сыновьями просматривается изображение его жены Эпионы, за сыновьями стоят три дочери. Кто именно из дочерей бога изображен на плите, предлагаем определить самостоятельно. Третий сын Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος) отсутствует на барельефе вероятнее всего потому, что сыном являлся лишь условно (вошел в семью в более поздний период и нет упоминаний, что был рожден Эпионой).

В качестве ещё одного примера можно привести гравюру с древнего рельефа, созданную в 1811 году французским антикваром и натуралистом Обин-Луи Миллин де Гранмезоном (Aubin-Louis Millin de Grandmaison). На ней Асклепий изображен с пациентом, древнеримским богом торговли Меркурием (лат. Mercurius) или Гермесом (др.-греч. Ἑρμῆς) с его неизменным атрибутом кадуцеем и тремя обнаженными грациями (др.-рим.) или харитами (др.-греч.). Есть несколько трактовок данной сцены, но её смысловой посыл всё же не совсем понятен и зависит от интерпретатора. Так, если вспомнить, что Гермес был посланником богов, а одной из его задач было препровождение душ умерших в царство Аида, то цепочка «проводник → пациент → врач» позволяет предположить развитие трагических событий… Можно вспомнить еще пару фактов о героях сцены: Гермес был дядей Асклепия, и Гермес, среди прочих кандидатов, хотел жениться на его дочери Гигиее.

Асклепий на гравюре Обин-Луи Миллин де Гранмезонома

Гравюра 1811 года с оригинала, хранящегося в Ватиканском музее Папы Клемента.

Какова здесь роль граций совсем не понятно. Если попытаться их идентифицировать, то француз перечисляет их как дочерей Асклепия: богинь Гигиею (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία), Панакею (др.-греч. Πανάκεια) и Иасо (др.-греч. Ἰασώ). Напомним, что у Асклепия было пять дочерей. И есть версия, что на рельефе изображены Иасо, Аглая (греч. Ἀγλαϊα, «красота», «блеск») и Акесо. При этом Аглая (как самая "немедицинская" сестра) имела "двойника" Аглаю — одну из трех харид, дочь Зевса и Эвриномы. Можно сказать, что версия притянута за уши, но она существует, хотя и так же неудобна, как та, что большинство детей Асклепия (включая Аглаю) было рождено вовсе не Эпионой, а Лампетией (др.-греч. Λαμπετίη) — одной из дочерей Гелиоса (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος) и Климены (др.-греч. Κλυμένη).