Гигиея — богиня здоровья

Гигиея, известная также под другими именами — Гигея и Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία) — богиня здоровья.

Статуя Гигиеи. Мрамор. Римская копия 130—161 годов из музея искусств в Лос-Анджелесе

Божественное предназначение Гигиеи относится не столько к непосредственному исцелению, сколько к профилактике болезней и сохранениею хорошего здоровья, гигиеническим рекомендациям.

Согласно древнегреческой мифологии Гигиея была дочерью бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός).

Относительно вопроса, кто же являлся матерью Гигиеи, существует две версии. По одной из них, ею являлась богиня Эпиона (др.-греч. Ἠπιόνη) — «облегчающая боли» и «успокаивающая», одно из божеств, олицетворявших заботу, необходимую для выздоровления. По другой, — Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ) — богиня мудрости, военной стратегии и тактики (Афина также была и целительницей: именно она дала Асклепию кровь Горгоны, с помощью которой он получил возможность воскрешать мёртвых; указала Периклу на траву для излечения его раба).

В пользу версии о материнстве Афины свидетельствует и труд «Описание Эллады» древнегреческого писателя и географа II века Павсания.

Гигиея по преданиям была постоянным спутником своего отца, его неизменным и важным помощником, заботилась о его змее, что нашло отображение в античных статуях, барельефах и более поздних предметах искусства. Среди других «всеисцеляющих» дочерей Асклепия: Панакеи (др.-греч. Πανάκεια), Иасо (др.-греч. Ἰασώ, Ἰησώ) и Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ), Гигиея занимала особое положение.

Копия скульптурной группы с Асклепием и Гигиеей. Мрамор. Музей Пия—Климента

Почитание Гигиеи известно ещё с VII века до нашей эры, хотя её имя и пребывало некоторое в тени Афины (о культовом названии Афины Гигеи упоминает Плутарх, рассказывая о случае исцеления, произошедшем при строительстве Парфеона). Культ Гигиеи как независимой богини (вышедшей из тени матери) начинается с момента, когда о ней узнал дельфийский оракул и значительно укрепляется после разрушительной чумы в Афинах (430—427 гг до н.э.) и в Риме в 293 году до н.э.

Также Павсаний, при описании входа в Афинский акрополь, отмечает статуи Гигиеи и Афины как независимых богинь.

Величие и почитаемость Гигиеи трудно переоценить. Она считается важнейшей среди всех девяти детей бога медицины Асклепия, хотя каждый из них связан с исцелением, здоровьем или врачебным искусством. Более того, она единственная из «божественных» отпрысков, в честь которой в Асклепионе возводились собственные храмы и святилища, основные из которых были в Эпидавре, Коринфе, Косе и Пергаме (о Пергамском храме упоминает известный ритор Элий Аристид в своих «Священных речах», указывая на то, что в нём же находилась и статуя брата Гигиеи, бога выздоровления Телесфора). Так, её влияние проникло в Римскую республику одновременно с культом отца, а знаменитая «Клятва Гиппократа» начинается словами «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями»…

Асклепий и Гигиея по мотивам работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 года

Асклепий и Гигиея
По мотивам работы скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 г.

Изначально образ Гигиеи ассоциировался с хорошим самочувствием, чистотой и свежестью, она олицетворяряла кристально чистый воздух и целительные источники. Позже в Риме стала отождествляться с римской богиней Салюс (лат. Salus), а её «божественный» символизм сместился от роли хранительницы личного здоровья к обеспечению общественного благополучия и благосостояния. Интересен и тот факт, что даже после принятия Римом греческой медицины сами римляне ещё долгое время крайне презрительно и с отвращением относились к целителям (среди которых было много шарлатанов), врачебному делу и медицине, однако при этом Асклепий и Гигиея пользовались у них, а особенно у римских легионеров, исключительным почитанием.

Статуя Гигиеи Статуя Гигиеи в музее искусств Лос-Анджелеса Статуя богини здоровья Гигиеи

Павсаний в своём труде приводит еще один интересный факт о богине. Так, Алексанор (др.-греч. Ἀλεξάνωρ) — внук Асклепия, в одном из основанных им Асклепионов Титана, что расположен в Сикионе, установил статую Гигиеи. Её сложно было увидеть, поскольку вся она была покрыта женскими волосами, которые женщины отрезали в честь богини, и закутана в многочисленные ленты из вавилонских одежд (молящему следовало отрезать лоскут своих волос и полосу от одежды и укутать богиню, чтобы молитва была услышана). Зачастую Гигиею сопровождал её брат Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος) — бог выздоровления.

Именно Гигиее современная медицина обязана за название одной из её дисциплин — гигиене. Но, безусловно, один из самых узнаваемых символов фармации, который прошел сквозь века до наших дней, также ассоциируется с дочерью Асклепия — сосуд Гигиеи — чаша со змеёй, обвивающей её ножку и свисающей над фиалом, также является атрибутом Гигиеи. Изображение этого символа первым встречает посетителей аптеки-музея «Под чёрным орлом» во Львове, поскольку свисает над его входом на железных цепях. Также бронзовые статуи Гигиеи и Асклепия демонстрируются в экспозиции Торгового зала музейного комплекса. Богиню часто изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши, а 1796 год, когда было создано Парижское фармацевтическое общество (Société de pharmacie de Paris), принято считать официальным годом утверждения символа сосуда Гигиеи. Также с 1818 общество выпускало для своих членов медальоны с изображением профиля Гигиеи.

Медаль Парижского фармацевтического общества. Работа медальера Jean Jacques Barre 1830 года

Медальон Парижского фармацевтического общества
Изображение богини Гигиеи — Салюс. Медальер Jean Jacques Barre, 1830 год.

Для одной из старейших медицинских организаций, Медицинского общества Лондона (Medical Society of London), основанного в 1773 году, модельер John Kirk изготовил бронзовую медаль, на которой предположительно изображена Гигиея.

Многие из фармацевтов в своё время использовали мотивы с изображением богини здоровья. Так, английский аптекарь Томас Холлоуэй (Thomas Holloway) любил размещать облик Гигиеи на своей фирменной аптечной посуде, а в 1857—1858 чеканил её на токенах, которыми сначала расплачивался со своими сотрудниками, а позже эти рекламные жетоны даже были в денежном обращении в Новой Зеландии наряду с официальной валютой.

Примечательно, что среди перечня старых именных Львовских аптек есть и аптека, ранее носившая название «Под Гигиеей» (сейчас это Аптека №43). Основал её Эмиль Езерский в 1908 году, располагалась на пересечении улиц Gródecka (Городоцкая) и K. Boczkowskiego (ныне Одесская). При аптеке было собственное небольшое производство, специализировавшееся на изготовлении косметики.

В честь Гигиеи назван астероид Гигея, открытый 12 апреля 1849 года итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом.